Трамваи в Брюсселе появились в 1869 году — это были конки, а уже в 1877 году город стал пересаживаться на паровые трамваи. Окончательно прогресс победил в 1894 году, когда на улицы Брюсселя вышли первые электрические трамваи. В Бельгии тщательно хранят историю электрического транспорта в столице — создан целый музей трамваев в Брюсселе, который не так просто посетить. Трамвайная сеть в Брюсселе по праву остается одной из старейших в мире. За два пребывания в столице Бельгии мы чаще пользовались трамваем, чем метро.
Брюссельский трамвай эксплуатируется городской организацией STIB/MIVB. В 2007—2008 годах в Брюсселе провели реорганизацию сети электрического транспорта, в отличие от Петербурга, где снимали рельсы с улиц, изменили трассы некоторых маршрутов, добавили новые маршруты и закрыли старые, не нарушив физически трамвайные линии. Бельгийцы подумали головой по части логистики общественного транспорта, в итоге снизили загруженность на сложных участках, а движение стало намного удобнее. Сейчас в городе работает 18 трамвайных линий, длина которых составляет около 133,4 км. За год в трамваями пользуется свыше 75 миллионов человек.
В Брюсселе, как и в Санкт-Петербурге, в теплое время года по выходным на линии выходят ретро-трамваи. На линии, которая берет начало от Парка Пятидесятилетия до Тервюрена, можно увидеть трамваи старого образца со штанговыми токоприемниками. Ретро-трамваи в Брюсселе принадлежат частным коллекционерам. Основной парк трамваев составляют четыре модели: BN PCC серия 7700, Bombardier T2000, T3000 и T4000.
Кабина трамвая.
Вот такой салон в брюссельском трамвае. Печки и вентиляция работают постоянно, чтобы поддерживать салон сухим.
Трамваи Брюсселя в будни дни и по выходным работают с 5:30 утра и до 00:30 ночи. Интервал движения 10-20 минут, двигаются строго по графику, который можно увидеть на каждой трамвайной остановке.
Трамвайные линии Брюсселя имеют разный характер: совмещенные трассы, однопутные в старых районах, трассы на выделенных полосах и подземные трамвайные пути. Подземный трамвай как в Волгограде — метротрам. Еще мне доводилось встречать подземный трамвай в Вене — столице Австрии, там мы ежедневно проезжали 2 остановки под землей.