МАКС – крупнейшее в России мероприятие, посвященное гражданской и военной авиации. Проходит раз в два года в подмосковном Жуковском. Стоит ли туда ехать? Конечно, стоит, масса интересного в воздухе и на земле. Нужно рассчитывать, что там придется провести весь день, и его будет мало, чтобы все посмотреть.
Международный авиакосмический салон работает с 9 утра до 18 вечера. Добираться из Москвы удобней всего на электричке с Казанского вокзала, специально для этого мероприятия вводят дополнительные поезда, период движения 10-15 минут. Остановка станция Отдых, она же город Жуковский. До аэродрома организованы специальные бесплатные автобусы с символикой МАКС. Выставлены коридоры из металлических ограждений и координируется полицией. Если по каким-то причинам автобусов нет, то можно добраться на 6 и 17 маршрутке до ворот аэродрома.
Вопрос с билетами заранее решать не обязательно. Во время работы фестиваля их можно приобрести на входе. Первые три дня отводятся для специалистов, поэтому стоимость билетов 2200 рублей, это должно обеспечить меньшее количество посетителей. Следующие три дня авиасалон работает для всех, поэтому стоимость билетов 600 рублей.
На территорию салона можно проносить еду и безалкогольные напитки. Не стоит удивляться, если охрана попросит вскрыть пачку, бутылку и отпить. Мне пришлось это проделать несколько раз. Охрана очень серьезная, металлоискатели и личный досмотр вещей. В закрытый день нужно иметь документ удостоверяющий личность.
С едой дела обстоят хорошо. Есть несколько кафе и 6-8 пунктов по продаже фаст-фуда, цены от 100 рублей за сендвич или бутылку напитка. Сувенирка встречается повсеместно. Наверное, все назвал, где можно потратить деньги. В районе кафе и пресс-центра полноценные туалеты с рукомойниками, на летном поле можно найти пластиковые кабинки. Сервис и обслуживание для массового мероприятия поставлено на хороший уровень.
Несколько практических советов, как успеть посмотреть максимально большое количество экспонатов и показательных полетов на салоне. МАКС начинает работать в 9, лучше подъезжать к этому времени. До начала полетов будет 2 часа, за это время стоит обойти всю статическую стоянку, времени хватит. Положение статической экспозиции от года к году меняется, но меняется логика. С одной стороны идут гражданские суда, с другой военные, на окраине располагаются американцы.
Следующие несколько часов стоит провести на поле, наблюдая за маневрами самолетов и вертолетов в воздухе. Дальше наступает перерыв в летной программе. В это время на некоторых бортах открывают двери для посетителей, стоит этим воспользоваться. Внутри научных и боевых самолетов не менее интересно, чем снаружи.
Большая пропасть между русскими и американцами в отношении с гостями выставки. Русские никого не подпускают к технике. Дальше забора не пройти. На «современные» 30 летние самолеты смотришь как на выставке достижений народного хозяйства. Секретность = идиотизму. Пускают только «своих». Американские летчики наоборот улыбчивые и искрой в глазах рассказывают о своих самолетах. Кто с какой базы прилетел: Германия, Франция, Юта. Показывают некоторые внутренние компоненты, рассказывают технические составляющие.
Спустя еще час, стоит вернуться к летному полю на вторую часть полетов. Она бывает разная по времени, в моем случае это был один час полетов гражданских судов. После чего снова вернулся на статическую стоянку к Сушкам, Мигам и вертолетам. Последнюю часть летной программы стоит смотреть до конца, то есть часов до 16, а дальше смело идти в павильоны.
Полезные советы для желающих с комфортом смотреть полеты Правила, которыми я пренебрег. Брать головной убор, так как солнце плавит мозг. Носить солнцезащитные очки, к концу дня мучился красными глазами. Бинокль с десятикратным увеличением позволит насладиться полетами малой авиации. Если полет AIRBUS A380, устроившего солнечное затмение на летном поле, можно смотреть невооруженным глазом. То полеты доисторических МиГ-3 и И-16 без оптики наблюдать тяжело.
Что скрывается в павильонах? Современные наработки, макеты, двигатели в разборе, концепты будущих лайнеров. В одном из павильонов стоял современный авиасимулятор, но к нему вытянулась огромная очередь. Так же в павильонах можно набрать авиационной макулатуры. В 17.30 стоит обратить внимание на летное поле, так как пилотажные группы исполняют невероятные маневры для прощания со зрителями.
Торопиться уходить не стоит, лучше дождаться второй волны автобусов, будет легче ехать до станции. Стоит знать, что возвращение в Москву будет около 20 часов.
Ребята журналисты! Может, хватит уже ругать своих? Сравнивая наших с друзьями американцами… Сложно представить ваших коллег — журналистов, сравнивающих неказистых американцев с гостеприимными русскими. Служите своим людям и своей стране! Видьте хорошее! На ваших текстах воспитываются наши дети