Главный строительный проект всей жизни Петра I задумывался как морской порт с широкой сетью водных путей. Васильевский остров планировался из каналов, по образу и подобию Венеции. Спустя 300 с лишним лет правительство Санкт-Петербурга решило развивать коммерческий общественный транспорт. С прошлого года в городе функционируют речные автобусы или водное такси.
Петербургский Международный Экономический форум внес свою лепту в парализацию города, пробки стали плотнее и шире. Оставил машину на Свердловской набережной, а сам хотел попасть на Дворцовую площадь, на концерт Стинга. На набережной приметил желтую крышу остановки водного такси. Удачное стечение обстоятельств позволило прокатиться на новом виде транспорта – аквабусе.
У гостиницы «Охтинская» на Свердловской набережной пересекаются два маршрута водного такси, центральная и невские линии, поэтому установлен двойной понтон. Остановки оборудованы навесной крышей и скамейками. На входе и под навесами есть подробные карты движения катеров. Рядом на берегу установлены общественные бесплатные туалеты.
Каждый маршрут обслуживают 4 катера, интервал движения 15 минут, работат с 08:00 до 20:00. Экипаж аквабуса состоит из двух человек, капитана и матроса. Капитан носит форменную одежду, рулит катером и общается по рации с другими судами. Матрос в спасательной жилетке, швартует аквабус, помогает пассажирам с посадкой и высадкой, собирает оплату за проезд.
Аквабус долго не стоял, капитан попросил всех проходить на борт. Помимо меня на Свердловской набережной сели три пассажира. Отошли от берега, после чего матрос раздал билеты стоимостью 54 рубля. Капитан спросил, кто куда собирается. Мне нужно было к Медному всаднику, девушке на Университетскую набережную, молодая пара хотела попасть в Петропавловку.
Салон 12 местный, пластиковые сиденья как в китайских автобусах. Для перевозки пассажиров используют катера Sea Camper, максимальная скорость которых 40 миль в час. Морских миль, что в пересчете на километры даст 70. На каждого пассажира предусмотрен спасательный жилет, хранятся на полках у выхода. Катер закрыт со всех сторон, монолитная крыша, входная дверь плотно закрывается. Волны Невы постоянно бьются о борта и заливают окна.
На пути от Свердловской набережной до Университетской катер делает пять промежуточных остановок, постоянно чередуя берега. Первая остановка напротив Смольного, никто не выходит и не садится. Вторая остановка на Арсенальной набережной у Финляндского вокзала, где сели 8 человек, заняв все свободные места. Дальше зашли безрезультатно к Летнему саду, а следующая остановка была у Петропавловской крепости. Аквабус огибает Петропавловскую крепость, швартуется у Кронверкского мостика. Молодая пара сошла на берег. Количество желающих уехать на берегу превысило количество свободных мест. Но увы, стоя проезд запрещен. Также запрещено ездить пьяным и с собаками. Пятая остановка у Медного всадника. Здесь сошел на берег, катер ушел к конечной пристани на Университетской набережной.
На берегу стоял слегка покачиваясь, Нева уболтала. Моя поездка заняла 40 минут, что сравнимо со скоростью общественного транспорта в свободное от пробок время. Возможно, на метро потратил бы столько же времени. Но следует учесть, что хотел попасть со Свердловской набережной на Дворцовую площадь. То есть мне не пришлось тратить время, чтобы добраться до Новочеркаской, а потом идти от Грибанала до Зимнего дворца.
От поездки получил только положительные впечатления. Оперативно добрался из точки А в точку Б. Посмотрел на красивый город с Невы. Ехал с комфортом, никой духоты от пробок и пылающих моторов, катер без кондиционера, но Нева освежает.
Не думаю, что на сегодняшний день водный транспорт стал себя окупать, но потенциал есть. Живут на дотации из бюджета. Известно, что для запуска программы в прошлом году правительство Петербурга выделило 83 миллиона рублей. Однозначно, туристам по душе этот вид транспорта, адекватные цены за скоростное передвижение по центру города. Знаю несколько местных жителей, которые пользуются аквабусом по утрам в качестве основного транспорта. Чтобы водное такси набирало популярность у жителей города, нужно расширять транспортную сеть и увеличивать количество остановок в жилых массивах и у деловых центров.
Действующие маршруты 2011 года.
Центральная линия.
Университетская наб., Румянцевский спуск – Английская наб. (напротив Александровского сада), спуск №2 – Мытнинская наб. (правый берег, ниже по течению Кронверкского моста) – Дворцовая наб. (напротив Летнего сада), спуск №1 – Арсенальная наб. (напротив пл. Ленина) – Наб. Робеспьера (напротив дома №40, лит. А по Шпалерной ул.) – Смольная наб. (напротив дома №6 по ул. Смольного) – Свердловская наб. (напротив дома №4 по Большеохтинскому пр) спуск №1
Невская линия.
Свердловская наб. (напротив дома №4 по Большеохтинскому пр.), спуск №1 – Синопская наб., (напротив дома №2 по пл. Александра Невского) спуск №2 — пр. Обуховской Обороны (напротив дома №70) — пр. Обуховской Обороны (напротив дома №163) — Октябрьская наб. (напротив дома №94, кор. 1, лит. Л2) — Октябрьская наб. (напротив дома №118) — Рыбацкий пр. (напротив дома №2) – Рыбацкий пр. (напротив дома №55)
Приморская линия.
Арсенальная наб. (напротив пл. Ленина) — Петроградская наб. спуск №3 (напротив дома №18) — Аптекарская наб. (напротив дома №5 по ул. Академика Павлова) — Приморский пр. (напротив станции метро «Черная речка») спуск №2 — Приморский пр., ( юго-восточнее дома №22, лит. А) спуск №5 – Приморский пр. (ниже 3-го Елагина моста)