Путешествуя в 2009 году по Европе, мало понимал, чего хочу видеть. Теперь знаю, что меня интересует: архитектура, детали и декор зданий, городской транспорт. Большинство достопримечательностей городов и мест увижу как само собой разумеющееся. Не менее важно, каким транспортом связаны архитектурные шедевры отдельно взятых городов. Города, имеющие в своей транспортной системе метро, считаю прогрессивными.
Столица Чехии Прага – небольшой город в сравнении с Санкт-Петербургом или Москвой. Здесь проживает немногим более одного миллиона людей. По европейским меркам Прага поздно обзавелась метро, в 1974 году. Идея о строительстве подземки в Праге появилась во времена Австро-Венгерской империи, после открытия метро в Будапеште. События первой половины 20 века сильно отсрочили это строительство. Современная схема метро в Праге напоминает метро в Ленинграде образца 1966 года, три ветки и три станции пересадки.
Время, когда строили метрополитен в Праге, не предполагало возведение ажурных готических замков под землей. Метро в Праге выполнено в минималистском стиле, удобное, в меру информативное, оформление станций напоминает метро в Хельсинки.
Говорят, что метро в Праге маленькое, протяженность линий 59 км, в Санкт-Петербурге в два раза больше. Туристу требуется знать только то, что на нем можно доехать до всех популярных исторических мест, вокзала и остановки, с которой автобусы идут в аэропорт. Как уже сказал, линий 3. Большинство интересных мест находятся на станциях зеленой линии А «Dejvicka – Depo Hostivar»: Градчаны Карлов мост, Староместская площадь. Другие на станциях красной линии С «Haje – Letnany»: Вышеград, Национальный музей. Желтой линией В «Zlicin – Cerny Most» лично мне не пришлось пользоваться, кроме пересадок. Все линии пражской подземки пересекаются в центре города, пересадочные станции: Mustek (A-B), Muzeum (A-C) и Florenc (B-C).
Наземных вестибюлей у метро практически нет, входы спрятаны под землю.
Интересная станция Vysehrad или Вышеград – вестибюль находится под мостом.
Знакомство с метро началось с покупки билетов на трамвай. Не нашел ни одного киоска по продаже билетов на поверхности. В подземке продажу билетов производит автомат. В Санкт-Петербурге еще только готовят проект о тарификации билетов по времени, в Праге такая система уже действует. Стоимость разового проездного билета 24 кроны, время поездки 30 минут. Поездка на общественном транспорте с пересадками стоит 36 крон, билет действует 90 минут. Безлимитный билет на день обойдется в 110 крон. Штраф за безбилетный проезд – 800 крон. Чешская крона стоит 1,55 российских рубля.
Метро в Праге неглубоко заложения, эскалаторы короткие. Исключением является станция Namesti Miru, которая стоит на холме, длина ее эскалатора 87 метров.
Пример неглубого заложения метрополитена.
Вход в метро обозначен стрелкой направленной вниз, с очертанием буквы М на хвосте. Указатели входов на станции разных линий отличаются по цветам.
В пражском метро отсутствуют турникеты, как в метро Хельсинки или Гамбурга. В отличии от Хельсинки, где на входе стоит магнитный валидатор, в Праге билет нужно пропечатать. Чистый билет считается недействительным.
Большинство станций пражского метро оборудованы лифтами для инвалидов. На карте отмечены такие станции. В Санкт-Петербурге только станции Парнас есть лифт для инвалидов.
Чтобы зайти в вагон и выйти из него, после остановки поезда нужно нажать подсвеченную круглую кнопку на дверях.
Кресла в вагонах метро по большей части автобусной ориентации. Вдоль вагона малое количество мест, которое компенсируется количеством поручней.
На станциях есть дисплеи с отсчетом времени до прибытия поезда.
Переходы между станциями метро длинные и запутанные.
Фразы, которые звучат в пражском метро: Ukoncete prosim vystup a nastup, dvere se zaviraji – пожалуйста, окончите высадку и посадку, двери закрываются; Pristi stanice – следующая станция; Prestup na linku A/B/C – переход на линию A/B/C; prestupni stanice – пересадочная станция.
Метро в Праге работает на вход с 5 до 24 часов, станции закрывают в 00:30.
Жил в пяти минутах ходьбы от станции Ивана Павлова. Голос чешского диктора произносит станцию слитно нараспев: Ипавлова. На слух фамилию Павлова воспринимал с трудом.
В чешском метро работают туалеты, они расположены на многих станциях в верхнем вестибюле. Стоимость 5 крон.
Что еще можно встретить в вестибюле? Лавку «Все за десяточку».
Еще в пражском метро стоят урны для мусора.
Немного фотографий разных станций метро:
Интересный факт: метро в Праге затапливалось. Сильные ливневые дожди в августе 2002 года привели к наводнениям в Чехии. Наводнению не смогли противостоять защитные резервные дамбы, Влтава вышла из берегов и затопило центральную часть Праги. Затоплению подверглись первые этажи многих зданий. В Праге затопило 15 станций метро. Фильм-катастрофа «Метро» был прокручен в реальности. Пренебрежение чехами правилами безопасности метрополитена привело к такому результату. Хорошо известно, что в тоннелях метро есть специальные гермозатворы, предназначенные для ограждения помещений и тоннелей от наводнения. В тот год гермозатворы не отработали свое назначение.
Андрей, ты не совсем прав, ибо на схему ленинградского метро 1966 года Пражское метро совсем не похоже. в 1966 году в ленинграде было только 2 линии, третья линия открылась только в 1967 году. скорее, очень отдалённо, оно могло бы напоминать 1977 год.
http://podzemka.spb.ru/history/61/
http://podzemka.spb.ru/history/40/