Амстердам — очень живой город, движуха ощущается во всем, много людей, велосипедистов еще больше, густая и активная сеть общественного транспорта. В нем грязно, сильно грязно относительно других городов западной Европы.
Нидерланды – велосипедная страна, по-моему, здесь самое большое количество велосипедов на душу населения. Ездят в городском потоке с малолетства. Большинство велосипедов — неказистые старые модели. Причина старого велопарка – банальные кражи, на этих деяниях живет черный рынок. Мост напротив железнодорожного вокзала, рядом с церковью Святого Николая (Чудотворца). Из пригорода утром люди едут на работу, выйдя с вокзала, попадают на огромную многоярусную велосипедную парковку, берут железного коня и движутся дальше.
Стихийные и хаотичные парковки по городу. Когда нет велопарковочного стенда, крепят к ограде на набержной.
В Амстердаме одна водная артерия – река Амстел, остальное капиляры — каналы. Каналы источают неприятный запах застоявшейся потной воды. Фасады половины домов выходят к воде. Открыл двери парадной, посмотрел на сломанный велосипед, плюхнулся в моторную лодку и погнал на работу.
На каналах стоят плавучие дома, городом выделена квота на 2500 плавучих жилищ, слив отходов в воду, жители видимо привыкли к этому запаху или у них стоят кондиционеры с хорошо абсорбирующими фильтрами. Грязи в каналах плавает достаточно, как в реке Оккервиль в Петербурге, не смотря на то, что меняют всю воду 5 раз в неделю с помощью системы шлюзов. Главное отличие от Петербургских каналов, что не встретишь масленых пятен на воде. Гуси, утки, гагары, лебеди приспособились жить в этих каналах, у некоторых домов все крыльцо обосрано, нет «отпугивателя» птиц. Птицы в Амстердаме живут в состоянии стресса. Когда попадают между двух моторных лодок, начинают биться об воду, спасаясь от волн, накатывающихся с двух сторон. Когда проплывают под мостом, волны от катера кидают их на кирпичные опоры.
В Амстердаме любят траву. Ее не только курят, но и выращивают в декоративных целях цветы.
Некоторые лодки зарастают самостоятельно.
Для лодок и домов на воде существует специальная клининговая служба. Чистят, моют окна с другой лодки.
Такое обилие каналов дает дополнительные пути для передвижения, но и создает проблемы для движущихся по суше, плотность размещения мостов сродни Санкт-Петербургу, уступают только размером, так как каналы не глубоководные, судоходство не развито. Разводные мосты выглядят смешно, как игрушечные. Интересно сюда заходят малогабаритные яхты, для них поднимают мосты? На опорах мостов вешают таблички с названиями районов города.
Под широкими мостами скрываются следы алкотреша. Когда в городе идет дождь, а в Амстердаме явление не редкое, молодежь на лодках забирается в условно сухое место. Пьют известное во всем мире нидерландское пиво Heineken, вина. Кто любит покрепче, те берут голландский яичный ликер.
Множество каналов в городе, плотная застройка не мешают Амстердаму оставаться зеленым городом. Деревья посажены на свободных клочках земли.
Строители города постоянно ведут борьбу с водой, отвоевывая новые территории у болот и залива. Искусственные насыпи, укрепление дна сваями, дренаж почв. Берега каналов облицованы бетонными плитами и кирпичной кладкой, чтобы отвоеванная суша не расплывалась.
Город стоит на «танцующей» земле, дома наклоняются вместе с основой. От разрушения спасают металлические стяжки сквозь здание, такие были в Швеции, но тут сшивают здание со всех сторон несколько раз. Места расположения стяжек можно определить по металлическим скобам на фасадах.
В средние века, когда город активно расстраивался, а земли было мало, статус владельца дома определялся шириной фасада, а также высотой ступенек у входа. Бюджетный дом – окно и дверь на первом этаже, средний класс два окна и дверь, и так далее. Посмотрите внимательно на фотографию, между домом с табличкой «Liberty Hotel» и зданием из красного кирпича спрятался дом. Самый узкий дом в Амстердаме, ширина меньше метра, первый этаж имеет только дверь, второй окно.
Многие дома чуть-чуть наклонены вперед и имеют балку, торчащую из-под крыши. Лестницы в домах узкие, а мебель вносить нужно, затягивают через окна, пользуясь системой блоков. В средние века торговцы хранили товар под крышей, затягивали тюки пользуясь балкой, наводнения дело регулярное, подвалов в домах нет.
Вход в район красных фонарей с улицы ведущей от вокзала. Знак пешеходной зоны умиляет. Человек ведет ребенка за руку, самое место там гулять с детьми:)
С первым увиденным кофешопом на районе ноздри поймали устойчивый зловонный запах раскуренной дурман-травы. Официально купить можно легкие наркотики. Ходил по кофешопам и спрашивал: «I want buy mashrooms». Говорили либо нет, либо идите вниз по улице. Так и не нашел. В кофешопах продают травку в косяках и кексы с гашишем, иначе spacecake. Там же неофициально у негров можно вырубить более тяжелых наркотиков. Гид насмешила, сказав, что разбавляют наркотики стиральным порошком. Не стал приводить пример, что чистый кокаин ухудшают тальком, крахмалом, реже сахарной пудрой. Вполне возможно, что на улице торгуют наркотиками, полученными химическим путем, в Голландии марки и экстази не легализованы. В других европейских странах распространены туры в Амстердам, когда срываются из дома, чтобы убиться наркотиками. Кстати, с этим видом отдыха власти Нидерландов пытаются бороться, так как им потом разгребать неадекватное поведение гостей. Поведение местных чернокожих настораживает, по несколько человек стоят у домов, трут свои темы и косятся, если их непродолжительное время изучать взглядом. Вслед белокурым туристкам бросают «Наташа». Мода такая или, правда удобно ходить в «кенгурухах» и мешковатых кофтах с большими карманами, но этот вид одежды очень популярен среди арабов и негров.
В квартале красных фонарей накурены не только люди но и дома, косятся то вправо, то влево, вперед и назад. Никакой паники, строительных лесов, дома же скреплены стяжками и не развалятся. Никакой суеты про восстановление. Все идет своим чередом, туристы сменяются, полицейские катаются на пони.
В квартале красных фонарей в брусчатке напротив церкви символ района. Обнаженная женская грудь ласкается обезличенной рукой.
Самая просторная площадь Амстердама — Дам, на ее месте была построена дамба, отсюда название. Монумент посвящен погибшим во Второй Мировой Войне. Отсюда начинаются многие туристические пути, а также тут тусит очень много пестрых молодых людей.
Напоследок. Шел по улице Дамрак, центральная улица города, цеплялся глазами за все подряд. Понравились манекены за стеклом, все глянцево-белые в одежде черного цвета, игра контраста зацепила. К тому же приятно изображено лицо. В тот момент на одной витрине слилось воедино старое, новое и архитектура. В средние века российские дворяне испытывали эрекцию при виде обнаженной женской щиколотки, конфиденциальные поцелуи, а в Голландии уже было нормально хватать за сиськи. Конечно, могу быть не прав в историческом аспекте.
Этот текст «Хорошие парни попадают в рай. Плохие в Амстердам.» опубликован второй раз, спустя два с половиной года с момента поездки. Честно, район красных фонарей забывается быстро, не самая лучшая туристическая деталь Амстердама. Отчетливо помню другие моменты об этом городе. Каменная европейская архитектура в условиях обширной водной транспортной инфраструктуры. Количество велодорожек, велосипедов и велосипедистов. Скорость и наглость, с которой они передвигаются по городу, показавшимся туристу сугубо пешеходным. Один день для Амстердама — очень мало. Ровным счетом не успел ничего, кроме поверхностного знакомства. I am bad boy. I’ll be back.