Фотографии, опубликованные в статье, продаются поштучно и по подписке.

     Я помню 26 мая как вчера: было адски сложно уложить 4 съемки в один день, но все получилось. Третья съемка проходила в гостинице Астория. Мария Киселева пригласила меня записать видеоинтервью с Тони Уилером, основателем издательского дома «Lonely Planet». То, что он сделал — начал писать подробные путеводители по странам — актуально на века. Но в мире не так много стран, как кажется. Тони Уилер — интересный человек, активный путешественник и по сей день. Он умеет видеть новое в одних и тех же местах спустя годы, по-моему, это классное качество для любознательного человека.

     Интервью с Тони Уилером , которое Мария брала 4 месяца назад, я сделал в текстовом виде. Послушать этот подкаст и другие можно на канале Одинокая планета.

Тони Уилер Lonely Planet


Мария Киселева: Тони, вы приехали представлять путеводители «Lonely Planet» на русском языке. Какие книги в первую очередь будут переведены?

Тони Уилер: У меня нет списка сейчас, я оставил его в номере. По-моему, Хорватия будет одной из первых. Я думаю, эта та страна, которая интересна россиянам. Список я могу достать попозже, но могу сказать, что список переведённых книг сочетает путеводители по тем странам, которые представляют интерес для россиян. Мы не хотели выпускать книгу на русском, а через 6 месяцев на английском языке, поэтому перевод книг связан с работой издательства.

Мария Киселева: Сколько книг будет?

Тони Уилер: По-моему, мы выпустим 12 книг за первый год.

Мария Киселева: Будут ли переведенные книги дешевле, чем издания на английском «Lonely Planet», которые можно сейчас купить в России?

Тони Уилер: Это на самом деле зависит от издательства. Я не могу ответить на этот вопрос, нужно спросить у них, какой политики будут придерживаться. Я всегда говорю, используя путеводитель вы можете сэкономить столько , сколько он стоит, например на том, что однажды найдете дешевое такси. Если путеводитель стоит 20 долларов и вы сэкономите на такси 20, то книга окупит себя.

Тони Уилер Lonely Planet

Мария Киселева: Почему «Lonely Planet» так долго не могли прийти в Россию? Все ваши конкуренты издаются здесь, например, Rough Guide.

Тони Уилер: Я не думаю, что Rough Guide делают такие хорошие путеводители, как мы. Думаю, мы пришли в Россию именно сейчас по нескольким причинам: больше россиян начали путешествовать. Я думаю, в последние годы им стало проще получать визы, так что у них появилось больше стимулов поехать в те страны, о которых мы пишем. Это сочетание того, что появился интерес и возможность поехать в другие страны. Эти причины сошлись именно сейчас.

Мария Киселева: То есть вы имеете в виду, что мы с опозданием присоединяемся к бэкпэкингу?

Бэкпэкинг или бэкпекинг (от английского backpack — рюкзак) — это вид путешествий, когда турист путешествует по миру налегке.

Тони Уилер: Да, с опозданием. Это не только вопрос денег, это вопрос возможности путешествовать. Долгие годы для россиян было сложно получить визы во многие страны. И это действительно снижало количество людей, которые путешествуют.

Мария Киселева: Это так, но это не только вопрос виз, но и вопрос открытого сознания, чтобы так ездить, нужно не бояться людей.

Тони Уилер: Да, у вас должна быть информация. Думаю, что сейчас все факторы сошлись, наши книги будут влиять на ситуацию положительно. Мне всегда очень нравится, когда человек не думал о каком-то месте, но он берет путеводитель и думает: «Так, там есть отель – туда летает самолет, я бы мог туда поехать. А вот как я легко могу получить визу – вот еще одна причина».

Мария Киселева: Перед интервью я купила путеводитель Lonely Planet по России и это довольно большая книга. При этом в магазине единственная книга Lonely Planet кроме той, которую я купила, была путеводителем по Сардинии, а ведь это небольшой остров, а книга тоже довольно большая.

Тони Уилер: Одна из проблем книг заключается в том, что теоретически можно написать тысячу страниц о чем угодно, а про такую большую страну как Россия нужно писать более толстую книгу.

Мария Киселева: Может вы планируете выпустить путеводители поменьше? По регионам России?

Тони Уиллер: Я думаю, какую бы книгу ты не делал, ты должен смотреть на то, какая у нее перспектива на рынке и какое время люди готовы провести в стране. Те, кто путешествует по России, могут провести здесь много времени, так же, как в Китае, Индии или США. Кстати Сардиния – сколько ты проведешь в Сардинии? Ну может неделю.

Мария Киселева: Так есть ли перспектива на рынке у Сибири или Камчатки?

Тони Уилер: Вероятно — да. Вопрос в другом, есть много интересных мест, с которыми, к сожалению, происходит так, мы сделаем книгу, место интересное, людям, которые покупают книгу, нравится, но туда просто ездит мало людей. Если бы больше людей туда ездило, это стало бы более рентабельно.

Мария Киселева: Прямо сейчас власти Москвы проводят тендер на создание туристической идеи для Москвы. Не просто телерекламы, а, например, брендбука. И все кому не лень их критикуют, потому что все, что получается, выглядит как-то по-советски…

Тони Уилер: Но иногда люди хотят видеть, как в Германии это называлось «ностальгию». Существует такая ностальгия по Восточной Европе.

Мария Киселева: Какой совет вы дадите людям, которые пытаются придумать идею для Москвы?

Тони Уилер: Я думаю, самый простой путь для России, найти место на рынке – упростить получение виз. Я понимаю, что когда я жалуюсь, что мне тяжело получать визу в ту или иную страну, что одновременно есть люди, которым тяжело получить визу в Европейские страны, США или Британию. И я не должен жаловаться. Но для остального мира получить визы в Россию действительно сложно. Если визы будет легче получить, у вас будет гораздо больше туристов.

Мария Киселева: И страна станет интереснее для туристов?

Тони Уилер: Да, страна станет интереснее. Можно размышлять так – зачем тратить время, пытаясь убедить людей поехать куда-то, если в эту страну просто сложно попасть? Это первое, что я бы сделал.

Мария Киселева: Другими словами, вы считаете, что никакие красоты не заставят приехать?

Тони Уилер: Заставят, вообще люди поедут куда угодно. Если где-то опасно, люди не хотят туда ехать, если где-то дорого, люди не хотят туда ехать, и они не хотят ехать, если это сложно. Некоторые из этих вещей невозможно исправить. Например, вы не можете сделать какое-то место дешевле, но вы можете сделать так, чтобы туда было легче попасть. Насколько Россия дорогая для туристов, смогу сказать вам через неделю.

Мария Киселева: Как вы судите о цене? Могу поделиться своим способом, когда прихожу в кафе, есть блюдо по которому сужу, обычно для меня это борщ. Если он стоит 100 рублей – нормально, если 130, то это более дорогое место. По чему вы судите о ценах в той или иной стране?

Тони Уилер: Примерно так же. Сколько стоит обед, сколько стоит билет в музей, сколько – билет на автобус. Например, Австралия, где я живу часть года, в последнее время стала гораздо более дорогой. Не оттого, что в стране вещи стали дороже, а оттого, что изменился обменный курс. Австралийский доллар – очень крепкая валюта и все, кто сейчас едет в Австралию, а последний раз приезжали 5 лет назад из Америки или Британии, говорят – да, страна стала дороже, но дело в том, что курс австралийского доллара вырос, а британского фунта и американского доллара упал. Это экономические причины.

Мария Киселева: Вопрос не о России. Путеводители «Lonely Planet» внесли большую лепту в создание культуры бэкпэкинг. Теперь издательство – это не только книги для самостоятельных путешественников. Оглядываясь назад, что вы чувствуете? Вы думаете скорее: «Бэкпекеры уже не те, молодежь испортила всю идею» или «Как здорово, как много стало самостоятельных путешественников, мы победили, мир у наших ног».

Тони Уилер: Ну, то и то. Я возвращаюсь в места, где был давным-давно. Например, до вашего рождения, я смотрю на них сейчас – когда я ездил туда, они были такими тихими, там было так мало людей, а сейчас там полно народу и понимаю, что мне это не нравится. Но в тоже время люди, которые видят это место в первый раз, думают, что оно прекрасно, так как не были тут много лет назад. Поэтому нужно смотреть на место так, как будто видите его впервые. Я радуюсь, когда люди едут куда-то, а потом говорят – я бы не приехал, если бы не прочитал вашу книгу, вы вдохновили меня – это довольно мило. И не смотря на то, что часто я не бэкпэкер, как раньше, мне нравится, как они путешествуют. Иногда мы с женой живем в отеле Астория, или вот две недели назад я жил в отеле Mandarin Oriental в Нью-Йорке- это дорогие отели. Но в этом году я также останавливался в миссионерском гостевом доме на Соломоновых островах .

Мария Киселева: Вас узнавали?

Тони Уилер: Нет, совсем нет. Точно не в миссионерском доме.

Мария Киселева: Как меняются с годами люди, которые читают ваши путеводители?

Тони Уилер: Я думаю, постоянно появляются новые молодые люди, которые начинают использовать наши книги. Они не меняются? Меняются, это уже дети тех людей, которые когда-то пользовались нашими книгами. Теперь у наших читателей есть интернет, и то, на что нам приходилось тратить много времени, для них стало намного проще. Из-за информации, из-за доступа к информации в тех местах, где они бывают. Так многие вещи изменились, но многие остались прежними. Например, то, чем люди любили занимать, осталось неизменным. Это то, что я сам делал, в прошлом году две недели гулял в городе Перт со своими детьми и их любимыми. Это просто прогулки, это то же, что люди делали десять, двадцать, тридцать лет назад. Я сейчас читаю книгу о Риме, и автор рассказывает, как он ходил по городу со старинным путеводителем, которому 100 лет. Он пишет, что он заходит в церкви и в книге говорится «Вот эту картину вы обязательно должны увидеть», но сейчас на нее никто не смотрит, а картина на которую сейчас все смотрят была там 100 лет назад, но тогда она никому не нравилась. Так что вкусы не меняются.

Мария Киселева: Говорите про интернет, будут ли путеводители и дальше существовать?

Тони Уилер: Сейчас, если считать в словах, мы читаем столько же, сколько всегда. Сейчас мы читаем что-то на бумаге, что-то на телефоне, что-то на iPad, а что-то на экране компьютера. Вы знаете, мы читаем по-разному. Так что путеводитель останется путеводителем. Но он не всегда будет на бумаге, в этом будет изменение.

Мария Киселева: Записываю подкасты с бэкпэкерами, спрашиваю, как они находят еду, проживание и так далее. Сегодня утром разговаривала с девушкой про Ирландию и спросила у нее – где самый лучший Гиннес. Она сказала это просто: «Взяла свой айфон, там есть специальное приложение…» Я подумала, раньше это был бы путеводитель. Там должно быть написано: «там-то и там-то есть секретный паб…»

Тони Уилер: И сейчас это написано в путеводителе. Но если это можно прочитать в iPhone, кому нужны путеводители? Я думаю, останутся и бумага, и приложения. У вас будут приложения для описанных случаев, а если захотите узнать больше о Гиннесе, узнать историю Гиннеса, как оно было сварено впервые – вам не захочется читать об этом в телефоне. Или, например, не будет ловить сеть и не сможете прочитать, останется то и то. Да, есть место «бумаге» и приложениям. Будут выпускать больше тематических приложений, сами путеводители будут выпускать в виде различных приложений.

Мария Киселева: Говоря о будущем, что будет с границами, визами и прочим? Пересечение границ станет проще или сложнее?

Тони Уилер: С одной стороны ситуация становится проще. Вы знаете, что сейчас в Европе фактически нет границ. Вы получаете шенгенскую визу и она действует для всех стран Европы. С другой стороны, некоторые страны делают этот процесс более сложным. Я думаю, многие страны обращают внимание на экономический потенциал туризма, и они понимаю, что должны облегчить визовый режим, потому что это путь привлечения туристов.

Мария Киселева: Экономические причины могут сделать получение виз проще?

Тони Уилер: Для некоторых стран – да. Я уже не говорю, что технологии все упростили. Вы можете больше сделать в интернете, вам не обязательно стоять в кассе в очереди, можете зайти в интернет и забронировать билет на самолет.

Мария Киселева: Какое будущее ждет турфирмы, они будут работать дальше или вымрут?

Тони Уилер: Они останутся в том или ином виде, это примерно как с бумажными путеводителями. Путешествие складывается из многих вещей, вам по-прежнему требуется искать информацию. Невозможно сделать так, решите, что придете куда-то и рассчитывать, что кто-нибудь, расскажет, где лучший самый Гиннес, а кто-нибудь пришлет на e-mail, где лучше поесть. Вы можете собирать информацию по кусочкам, но не можете узнать все. Если вы хотите узнать все, вы должны послать кого-то на место и сказать, расскажи мне все о поездке шаг за шагом.

Мария Киселева: В Европе в больших городах есть информационные центры, где можно получить информацию без денег.

Тони Уилер: Они получают за это деньги, кто-то должен платить им в конечном итоге. Государство не финансировало бы их, если бы они не привлекали туристов, которые приносят деньги.

Мария Киселева: Вы считаете, что в будущем турфирмы будут информационными центрами?

Тони Уилер: Я думаю, большая часть турфирм сейчас смотрит на то, что они делают и решают, зачем они работают. Они думают, мы работаем, чтобы привлечь туристов, мы здесь, чтобы давать туристам информацию. Если кто-то другой информирует путешественников, зачем нужна турфирма? У них другие функции. Вы говорили об Ирландии, часть маленьких турфирм в Ирландии бронируют комнаты. Например, вы приезжаете в маленькую ирландскую деревню, вам нужна комната, они знают всех людей, у которых есть комната и занимаются этим. Они звонят им домой.

Тони Уилер Lonely Planet

Мария Киселева: Теперь, когда Lonely Planet издают фактически BBC, можете ли вы сказать, что один из создателей этих книг? Чем вы сейчас занимаетесь?

Тони Уилер: Какова моя роль? Я расслабляюсь и ничего не делаю. Я по-прежнему люблю путешествовать. Иногда отправляюсь в поездки для Lonely Planet, для BBC, как в этот приезд в Россию. Позже, возможно, поеду в Индию по этой же причине. Я пишу в журналы, я пишу предисловия для книг. Как раз недавно написал предисловие для книги по тревел-фотографии. Написал предисловие для книги, которую выпускаем в следующем году, посвященную 40-летнему юбилею Lonely Planet. Я сейчас работаю над новой книгой про путешествия, но это не путеводитель. Так что я много работаю по путешествиям. И по-прежнему езжу, так мне это нравится.

Тони Уилер Lonely Planet

Мария Киселева: Куда было ваше последнее путешествие?

Тони Уилер: Я в течении месяца ехал из Австралии в Британию. Я поехал в Нью-Йорк, потом южнее, на Карибы, чтобы затем на Гаити. Я писал про Гаити, когда был там. До этого был на Гаити 2-3 года назад, прямо перед землетрясением, поэтому хотел побывать сразу после землетрясения. Из Гаити поехал в Нью-Йорк, потому что моя жена любит оперу, мы были на неделе оперы в Нью-Йорке. Я не так люблю оперу, но там интересно, Нью-Йорк всегда интересен. Моя жена была в Петербурге ради оперы. Я в Петербурге первый раз. А потом мы поехали из Америки в Англию на корабле. Я очень много раз перелетал через Атлантику, но никогда не пересекал на корабле, очень хотел попробовать.

Мария Киселева: Я думаю среди путешественников много людей, которые хотят стать авторами Lonely Planet. Как можно это сделать?

Тони Уилер: В первую очередь нужно много ездить. Не обращайтесь к нам, говоря: «Я хочу стать автором путеводителя Lonely Planet, отправьте меня куда-нибудь». Вы должны и так путешествовать много. Хорошо, если вы в чем-то разбираетесь. Придете и скажете: «Я жил в таком-то городе, я говорю на языке, писал там для газеты или журнала, так что хорошо знаю место» — тогда у вас есть шанс. Наши книги пишутся людьми, которые живут снаружи и в городе. Так что возможны оба варианта.

Тони Уилер Lonely Planet

Мария Киселева: Как к вам «прийти»?

Тони Уилер: Если зайдете на сайт, там есть раздел «Как стать автором Lonely Planet» с подробной инструкцией. Перед тем как прийти к вам, я специально проверил. Сейчас им не нужны авторы, но иногда нужны. Есть еще такой момент, кто-то говорит: «Я хочу написать путеводитель по Франции» — очень много людей хотят написать о Франции. Если человек говорит: «Я знаю места в Африке, в которых бывает не так много людей». Я только недавно был в Африке, Сьерра Лионе. Например, Центральная Африка, Республика Чад, немногие люди делали это, а ведь это намного интереснее для нас.

Мария Киселева: Есть ли сейчас книги в работе?

Тони Уилер: Мы описали все страны. В принципе, все сделано, мы только переиздаем. Некоторые страны мы начинаем описывать более подробно, потому что туда стало ездить больше людей. Мы делали книгу об Африке, Египте и Марокко, и была книга о Зимбабве. Много людей ездили в Зимбабве. Сейчас никто не ездит в Зимбабве, поэтому эта книга у нас исчезла, но, может, вернется. Книги исчезают и возвращаются.

Мария Киселева: Говоря о людях, которые много путешествуют, что вы думаете о точке зрения, что они не приносят пользу обществу. «Чем они полезны? Они ездят в Индию, курят и ничего не делают».

Тони Уилер: Есть люди, которые никуда не ездят, и при этом ничего не делают. Я не думаю, что люди с удовольствием ничего не делают. У всех людей разные мотивации. Кто-то хочет работать в банке и зарабатывать много денег, кто-то вместо этого занимается чем-то другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *