Барон Штиглиц заработал капиталы на строительстве железной дороге. Крупный промышленник верил в Россию, в 1878 году вложил пять миллионов рублей в строительство училища технического рисования и в музей при нем. В музей в промышленно-художественной академии можно попасть по обычному билету, познакомиться с собранием экспонатов-образцов мирового прикладного искусства, по-которым должны были учится в конце XIX века. Мы попали на экскурсию с другого входа, почти как студенты, поэтому фотографии будут отличаться от репортажей из музея.

Академия барона Штиглица


Академия барона Штиглица

   Здание музея строилось под руководством знаменитого столичного архитектора М.Е. Месмахерома, которому удалось в богатейшем облике строения воплотить обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Современников поражал не только внешний вид музея, но и его интерьер — самые разнообразные залы отражают стили разных стран и эпох. Его большой выставочный зал с огромным стеклянным куполом напоминает внутренний двор богатого итальянского палаццо.

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

   Большой выставочный зал не относится к музею, поэтому посетителям сюда попасть непросто. Двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он получил название Молодежный. Зал был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге. По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия, купол был витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея. По аналогии с фасадом здания, зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов.

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

   Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы при Месмахере установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А.Л. Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время в этом здании располагалось Мухинское училище, академия художеств работало под другим «брендом». Скульптуру барона Штиглица вернули на историческое место в июне 2011 года, благо она сохранилась. С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря.

Академия барона Штиглица

   Здание пострадало во время Великой Отечественной Войны, своды зала были разрушены. Реставрация после войны и к 125-летию Академии Штиглица вернула первоначальный облик куполу.

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

   Если покинуть Молодежный зал через главный вход/выход, то попадаешь в Рафаэлевскую галерею, называемую также Папской. Декор этой галереи навеян мотивами итальянского Ренессанса. Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века.

Академия барона Штиглица

   Создание лоджий Рафаэля завершило становление нового вида декора — орнаментов под названием «гротеск». По поручению Месмахера копирование лоджий Рафаэля для музея Училища Штиглица выполняли художники Н. Блинов и М. Салтыков. В росписях использованы самые разнообразные мотивы: растительные завитки, цветы, архитектурные композиции, фантастические существа (сфинксы, амуры, полулюди-полуживотные), фигуры античных богов и героев.

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

Академия барона Штиглица

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *