В Санкт-Петербурге на Литейном проспекте есть учебное заведение, которое до сих пор называют ЛАТУГА — Ленинградское авиационно техническое училище гражданской авиации. Раньше там располагалась Академия гражданской авиации, которая в 1975 году переехала в Авиагородок, поближе к Пулково. Сейчас в Авиагородке на улице Пилотов находится Санкт-Петербургский Университет Гражданской авиации, при нем есть музей. Часть экспозиции занимают вещи из бывшей Академии гражданской авиации на Литейном проспекте, фонды музея аэропорта «Ржевка» и производственного музея предприятия Пулково. Самое ценное в музее — секретные карты с планами взлетно-посадочных полос аэропорта Пулково. Про музей и экспозицию мне подсказала Ирина, как опытный авиалюбитель неопытному.
Чтобы попасть в музей гражданской авиации нужно позвонить по телефону 704-15-20 и записаться на удобное для вас и экскурсовода время. Экскурсоводы в музее — студенты университета, поэтому стоит выбирать время во второй половине дня. Фотографировать можно без остановки. Про секретные карты сказал, но еще есть точные планы и схемы для авиаспоттинга. Спотинг в Пулково слабо развит, так как не дают хороших точек для съемки во время пресс-туров, места дают постоянно против солнца. Экскурсоводы рассказывают: как и когда снимать лучше, с какой стороны, почему АН-128 можно снять интересней Boeing-767, почему горбатый Boeing-747 доставляет столько хлопот Пулково, с какой точки взлетают самолеты и какую высоту имеют в конце взлетной полосы. Сколько стоит? Нисколько, размер материальной помощи музею вы определяете самостоятельно.
Рассказывать начинают с истории зарождения авиации в мире и переходят к событиям в России в конце 19-го и начале 20-го веков. Экспозиция музея гражданской авиации наиболее наглядно охватывает период 1960-1980-х годов.
Винт одного из первых планеров, построенных в России. Конструктора, к сожалению, не вспомню. На фотографии изображен первый полет тяжелого самолета Сикорского Игоря Ивановича.
Сикорского Игоря Ивановича, авиаконструктора с русскими корнями, чтут в Университете Гражданской авиации. Ежегодно устраивают чтения докладов, мероприятие носит имя великого авиаконструктора. Сикорский разработал в России более 15 моделей самолетов.
Есть стенд, посвященный Петру Николаевичу Нестерову. Нестеров первый в мире выполнил мертвую петлю на самолете, тем самым положил начало высшему пилотажу.
Следующий стенд о развитии авиации между Первой и Второй мировыми войнами. Например, одежда летчика 20-х годов прошлого века. Натуральная кожа от шлема до сапог.
Двигатель M-11Д, с которого капает масло, и лопасть от самолета ПО-2. Остальные экспонаты военной тематики. Еще на этих стендах очень много фотографий первого аэропорта Шоссейная в Санкт-Петербурге: деревянный, военное время, послевоенное, здание, ныне именуемое Пулково-2.
Рабочий стол Александра Александровича Новикова, основателя Академии Гражданской авиации.
Немного юмора.
Музейных стульев семь, все они из кабинета Новикова. Шильдик ВАУ ГВФ — Высшее авиационное училище Гражданского Воздушного Флота.
Во время экскурсии рассказали про теракт в Пулково в 70-х годах, когда захватили Ту-134 и посадили без выпуска переднего шасси.
Металлодетектор 80-е годы.
От современных отличается встроенным счетчиком. С последнего обнуления через него прошел 881 человек, только 90 не «звенели».
Штурвал первого реактивного советского самолета Ту-104.
Кабина самолета Як-18А, узлы и детали самолетов 50-х годов. На подобных самолетах начинают летать студенты после 2-го курса Университета гражданской авиации.
Более современный тренажер, элементы кабины Ту-134.
Первые кресла бизнес-класса для советских самолетов Туполева делали в Англии.
Кабина самолёта Ил-14, дети проломали пол, поэтому внутрь перестали пускать.
Подобный ключ Валентина Матвиенко вручала после реконструкции Пулково. Скорей всего, Георгий Полтавченко вручит такой же ключ Генеральному директору «Воздушные ворота Северной столицы» после запуска терминала Пулково-3.
Так называемые «черные ящики». Бортовые самописцы с разных самолетов.
Гироскоп — определяет положение самолета и вертолета в пространстве.
Когда-то спасательные жилеты были русифицированы.
Форма одежды работников гражданской авиации.
В Авиагородке напротив Университета Гражданской авиации на вечную стоянку приземлился самолет МиГ-31.
ваще-то существуют мотопланеры :-) мотор маломощный, что бы абы как набрать высоту и потом отключиться
«Винт одного из первых планеров, построенных в России». Какая глупость! Вы хоть знаете чем планер отличается от самолёта?