Конюшенная площадь — одна из старейших в Петербурге. Она имеет не стандартную круглую, а вытянутую форму и ограничена началом Большой Конюшенной улицы, зданием Конюшенного музея, дом 2, зданием придворных конюшен с церковью в центре и храмом Спаса на Крови и каналом Грибоедова. Название площади говорит само за себя. Здесь действительно еще в петровское время находился Придворный конюшенный двор.
Здание придворных конюшен
Здание придворных конюшен построено в 1721-1724 годах архитектором Н.Ф. Гербелем. Последующие перестройки превратили его в полуциркульное здание классического стиля с Церковью Конюшенного ведомства во имя иконы Спаса Нерукотворного. Но замысел первого архитектора остался неизменным: Конюшенный Двор остался двухэтажным, прямоугольным, длинными сторонами выходящим на площадь и набережную реки Мойки. В этих зданиях располагалась Придворно-конюшенная контора, службы, сами конюшни и квартиры служащих.
Спасо-Конюшенная церковь
Спасо-Конюшенная церковь долгое время являлась придворной и славилась своим богатым внутренним убранством и православными святынями: древним образом Спаса Нерукотворного, плащаницей и иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». Они были привезены из Византии. После революции в октябре 1917 года все святыни Конюшенной церкви были изъяты и поступили в Эрмитаж для «особого» хранения, но, скорее всего, в 30-х годах были проданы за границу. В этой церкви 1 февраля 1837 года состоялось отпевание А.С. Пушкина, и отсюда гроб с телом поэта на санях увезли в Святогорский монастырь для погребения. В 20-х годах храм использовался как клуб, в 40-х годах — как гараж УМВД, с 50-х – филиал института «Гидропроект». В июле 1991 года храм возвращен церкви.
Музей придворного экипажа
Здание Музея придворного экипажа построено в 1858-1860 годах архитектором П.С.Садовниковым. Оно предназначалось для хранения экипажей императорской семьи и свиты. В музее хранились такие раритеты, как 2-х местный возок Петра I, сделанного собственноручно, карета Александра II, взорванная при покушении 1 марта 1881 года, чучела лошадей придворной конюшни. В 1917 году музей был закрыт. Часть экспонатов была уничтожена, часть перешла на хранение в Эрмитаж. В советское время использование этого здания было также связано с транспортными средствами: в 1930 году — 1-ый Ленинградский автобусный парк, в 1938 — гаражи такси, с 1950-х годов — таксомоторный парк. В настоящее время идет работа над проектом реконструкции Конюшенной площади, создания досугового туристического центра.
Предыдущая запись экскурсия и история Санкт-Петербурга.