Неповторимый Петербургский колорит создается рядом с Михайловским замком двумя мостами: Первым инженерным и Пантелеймоновским. Первый Инженерный мост простоял около 120 лет, и в 1946 году движение по мосту было закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролётного строения. В 1952-1954 годах мост был перестроен.
Пантелеймоновский мост был цепным и ритмично покачивался под ногами по свидетельствам мемуаристов. Цепной мост простоял 85 лет. После обрушения в 1905 году Египетского моста, который имел аналогичную конструкцию, Пантелеймоновский мост решено было реконструировать. Официальное заявление городских властей объясняло причину его разборки необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей. В следующем 1906 году мост был разобран.
При оформлении нового моста были использованы те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Первого и Второго Инженерных мостов, а также решётки Летнего сада со стороны Мойки. Пантелеймоновский мост стал одним из самых роскошных в Петербурге по своему художественному оформлению.
Северный фасад Михайловского замка обращен к Летнему саду. Выступающие ризалиты соединены колоннадой из розового олонецкого мрамора, поддерживающих террасу на уровне второго этажа. Широкая лестница, выходящая в сад, украшена крупными скульптурами Геркулеса и Флоры. Это копии скульптур, найденных в развалинах Терм Каракаллы в Риме в ХVI веке и попавших к пармскому герцогу коллекционеру Алессандро Фарнезе. Копии отлиты в Академии Художеств. В XVII и XVIII веках копии Геркулеса Фарнезского украсили собой парки по всей Европе.
Со статуи Геркулеса Фарнезского выполнены несколько копий, украшающих различные места Санкт-Петербурга: мраморная статуя, замыкающая аллею Александровского сада перед Адмиралтейством, бронзовая скульптура у южного портика Камероновой галереи в Царском селе и здесь, у Михайловского замка. Обе скульптуры олицетворяют мужское и женское начала. Скульптуры по-особому выразительно смотрятся на фоне необычного, не характерного для Петербурга цвета стен Михайловского замка.
Существует легенда о том, что Павел I никак не мог определиться, в каком цвете должны быть выполнены стены замка. Идея придать им такой терракотовый оттенок пришла ему в голову, когда он поднял упавшую перчатку своей фаворитки Анны Лопухиной, и сразу дал распоряжение архитекторам приступить к отделке стен.
Предыдущая запись экскурсии и истории Санкт-Петербурга: Михайловский замок, Южный фасад.