На автобусной экскурсии по Абхазии окружающая урбанистическая среда предстала в состоянии разрухи. Не республика – печальное зрелище с красивой природой. Постоянные упоминания войны начала 90-х, которая стала причиной сильных разрушений в населенных пунктах. Не понимаю, как за два десятка лет народ Абхазии не сдвинулся с места, а только строит планы «как все будет». Есть одно место, которое благодаря туристам живет и процветает, — пещера недалеко от Новоафонского монастыря. С 2003 года пещеру в Новом Афоне посещает больше туристов чем во времена Советского Союза.
В Абхазии существует метро! Удивительный объект железнодорожного транспорта — подземная узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере с тремя станциями построена по нормам и параметрам станций метрополитена, но в уменьшенном масштабе.
В глубине Иверской горы в город Новый Афон в 1961 году была открыта одна из крупнейших карстовых пещер мира. В 1975 году ее отрыли для посещения туристами, а в помощь туристам узкоколейную (914 мм) железную дорогу. Протяжённость туристического маршрута около 1300 метров, а с учетом вспомогательных путей — 2000 метров. Пещера быстро приобрела всемирную известность, стала одной из основных достопримечательностей Абхазии.
Первые месяцы туристов перевозил аккумуляторный шахтный электровоз с шахтными пассажирскими вагонетками. К концу 1975 года на Рижском вагоностроительном заводе был построен в единственном экземпляре уникальный контактно-аккумуляторный электропоезд. Между ходовыми рельсами проложили третий, контактный рельс. Контактно-аккумуляторная система питания допускает возможность его отсутствия на станциях — для полной безопасности пассажиров.
В 2014 году советский электропоезд заменили на новый образец, произведенный на Рижском вагоностроительном заводе. В 2014 году на Рижском вагоностроительном заводе был выпущен новый электропоезд Эп-563-003, состоящий из 1 моторного головного, 4 прицепных и 1 прицепного головного вагонов. Поезд отличается большей вместимостью и плавностью хода. Поезд имеет всего лишь одну кабину управления, со второй стороны наблюдение при помощи камер. Также эксплуатируется шахтный электровоз АРП8, используемый для служебных нужд.
От станции Входные Ворота поезд отправляется по тоннелю 800 метров до промежуточной станции Зал Анакопея. Станция Зал Анакопея — типичный односвод метрополитена с меньшими габаритами и одним выходом посередине. Тоннель горной железной дороги построен по метроправилам с меньшим диаметром. На станции раньше был оборудован разъезд, заканчивающийся пятиметровым тупиком, но теперь он демонтирован, за ненадобностью в новой схеме движения.
Со станции Зал Анакопея у туристов начинается экскурсия, а пустой поезд проезжает на 475 метров до конечной станции Зал Абсны. Обратно поезд возвращается к станции Входные ворота. Получился метрополитен из одной линии и трёх станций с двумя маршрутами движения – «Входные ворота — Зал Анакопия» и «Зал Апсны — Входные ворота».
Туристы, посетившие пещеры, по большей части выходят по сильными впечатлениями от экскурсии. Шок от необычного метро и грандиозных залов пещеры. Причудливо переплетающиеся каменные образования с грамотной подсветкой под монотонный голос экскурсовода с фамилией Смерть и траурной музыкой не оставляют равнодушными при 10 градусах тепла и повышенной влажности. Этот объект обязателен для посещения в Абхазии, его любят и поддерживают в должном состоянии. У меня от этой экскурсии остались только положительные эмоции и воспоминания.
О я еще на старых вагончиках каталась )