Про Даугавпилс начал рассказывать с крепости, хотя в городе есть достопримечательность большего размера – трамвайный парк, музей под открытым небом. Что необычного нашел в трамваях? Даугавпилсские трамваи невозможно не узнать, на вагонах сохранились штанговые токоприёмники, уникальное место на постсоветском пространстве.
Первую трамвайную линию в Даугавпилсе построили рекордно быстро, за 123 дня, открыли движение 4 ноября 1946 года. Однопутка соединяла центр города с промышленной зоной, предприятия помогали при строительстве. По мере восстановления экономики города строились новые линии, однопутные участки заменялись двухпутными, разворотные тупики заменялись кольцами. Сейчас в Даугавпилсе три линии трамвайных путей и два депо. Общая протяженность сети — 27 км.
Первые вагоны в Даугавпилс прибыли из Риги, затем вагоны «Феникс» заменили на челябинские КТМ-2/КТП-2. В середине 60-х на смену пришли знаменитые вагоны РВЗ-6, которые сохранились до сегодняшнего дня. Эти РВЗ-6 отработали три срока эксплуатации на маршрутах Даугавпилса. Круглые бочкообразные РВЗ-6 перевозили пассажиров: Москвы, Минска, Киева, Баку, Еревана, Тбилиси, Ташкента, Казани, Архангельска, Уфы, Владивостока и многих других городов СССР. Вагоны РВЗ-6 носили эмблему «RVR», латиница в советском трамвайном подвижном составе вводила в заблуждение людей, что это импортные трамваи.
Сейчас, подвижной состав трамвая в Даугавпилсе насчитывает 44 вагона: 20 вагонов РВЗ-6 Рижского Вагоностроительного Завода, 11 чешских «Татра» Т3D, 12 вагонов КТМ-5М3 и КТМ-8К Усть-Катавского завода. Из-за такого разнообразия подвижного на вагонах штатные сцепки заменили на сцепки «рукопожатие».
Вагон КТМ-5 – самый массово производимый трамвайный вагон в мире, за 30 лет построили более 14000 экземпляров. Вагон разработали на рубеже 60-70-х годов, когда мода круглых форм была подменена «высокотехнологичными» гранеными. Простота и экономия на КТМ привела в результате внешний облик до вида железной коробки.
Токосъем на даугавпилсских трамваях обеспечивают штанговые токоприемники, как на троллейбусах. Штанговые токоприёмники зарекомендовали себя на упрощенной контактной подвеске, замена подвесной линии не рентабельна для города. Видели как «рога» соскакивают с проводов у троллейбуса? Слабое место у таких токоприемников — воздушные стрелки. В России большинство трамваев используют складные пантографы.
В трамвае в Даугавпилсе билеты продает на входе кондуктор. Проезд 50 сантим.
От трамвая в Даугавпилсе никто не откажется. Обновление состава произойдет на чешские низкопольные вагоны Skoda, а РВЗ-6 и КТМ-5 отправят на пенсию в музеи и металлолом.