Исторически сложилось, что основным городским транспортом в Риге стал трамвай, троллейбусы обслуживали второстепенные маршруты. Рижскому трамваю более 100 лет, в 1882 году в Риге было открыто 3 линии городской конки. Летом 1901 года первый электрический трамвай вышел на маршрут «Город — Александровские ворота». К началу Первой мировой войны длина трамвайных линий была 49 км, к концу Второй мировой войны трамвайное сообщение Риги было полностью уничтожено.
О длинной истории рижского трамвая напоминает летний экскурсионный маршрут. Рижский ретро-трамвайчик курсирует через старый город до Межапарка. Стоимость проезда 3 лата. Маршрут экскурсионный, на нем знакомят с историей архитектурных объектов югендстиля, рижских достопримечательностей. Пассажиров трамвая обилечивают вместе с буклетами с информацией о маршрутах ретро-трамвайчика на латышском, русском, английском и немецком языках.
Среди сотни городов на постсоветском пространстве, где было запущено трамвайное сообщение, Рига и Даугавпилс сохранили в качестве токосъемников штанги, а не пантографы. В Риге есть еще одна сложность устройства трамвайных линий, стрелки переводят два «пера» рельс, необходимо вдобавок переключать контактный провод. Новые трамваи Skoda чешского производства оборудованы легкими пантографами, переоборудование сети электротранспорта медленно, но идет.
Знаменитый трамвай рижского вагоностроительного завода сняли с маршрутов в Риге. Трамвай РВЗ-6 исключен из подвижного состава трамвайного парка Риги. Модель, на которой экспериментировали с низковольтной реостатно-контакторной системой управления, облегченным кузовом и подрезиненными колесами, тележками мостового типа с магниторельсовым тормозом, заменили чешские вагоны.
Старые трамваи в Риге представлены моделями «Татра» T3A.
«Татра» Т3М и Т6Б5.
В 2010 году в Риге на улицы вышли первые низкопольные трамваи Skoda 15T Riga, курсировать начали по маршруту №6 от улицы Радио до Юглы. Бесшумный современный трамвай колоритно вписался в улицы старой Риги, длина 41 метр не смущает горожан, вместительность колоссальная до 432 человек. Вторым маршрутом с новыми вагонами стал №11.
Кондукторы начали работать в рижских трамвая в 1975 году. В 2009 году на смену кондукторам пришли современные электронные автоматы по продаже проездных билетов и специальные считывающие устройства. Стоимость проезда в Риге в общественном транспорте 50 сантим. В Латвии сложно оплатить автомобильную парковку, аппараты принимают только монеты в латах и сантимаъ. В трамваях Риги проезд можно оплатить пластиковой картой.
Салон вагона Skoda 15T Riga.
Штрафы за безбилетный проезд в Риге высокие, как и во всей Европе, составляет от 30 лат, что больше 1500 рублей.
Пример, как рижские контролеры проверяют автобус. На остановке открываются все двери, заходят люди в жилетках с жетонами, двери закрываются. Через несколько минут, автобус следует дальше, оставив на остановке контроллеров и безбилетников.
В Риге действует 9 трамвайных маршрутов. В трамвайных парках насчитывается более 250 вагонов, несколько десятков законсервированы.
Трамваи в Риге не работают круглосуточно как в Праге, но туристам дают достаточно времени, чтобы нагуляться. Первые трамваи выходят на маршруты в 5 утра, возвращаются в парк после полуночи.
Смело можно сказать, что у рижского трамвая есть будущее. Капитальный ремонт путей, реконструкцию подвесных линий электропередач и обновление подвижного состава намечено на ближайшее десятилетие.