Правильнее было бы начать с названия «Музея городского электротранспорта Санкт-Петербурга», так как экспозиция музея представлена не только трамваями разных эпох, но и троллейбусами. Это была моя вторая попытка попасть в этот музей. Первая не увенчалась успехом, стоило сказать, что хотим сделать несколько фотографий для репортажа в интернет-журнал о городе, как двери оказались закрытыми. Во второй раз был честным и любопытным туристом, поэтому мог снимать вдоволь.
В Царской России Санкт-Петербург не был первым городом, где появилось трамвайное движение. Например, трамваи в Витебске побежали по улицам города на десяток лет раньше. Причиной отставания был консерватизм и монополия конок на улицах Петербурга, конка появилась в городе в 1860-х годах и была весьма популярным общественным транспортом. Кстати, «Памятник петербургской конке» стоит напротив вестибюля станции метро Василеостровская. Переломили ситуацию энтузиасты, которые запустили первые трамваи по льду Невы в 1895 году, 15 зим выкладывали рельса на лед. Ко времени заката ледяных трамваев регулярное движение электрического трамвая началось по улицам Санкт-Петербурга, в открылись первые маршруты.
Первый музейный экспонат встречает туристов у входа на территорию бывшего депо. Памятник первому в Петербурге трамвайному вагону «Brush» установили в 2007 году, в честь 100-летия петербургского трамвая. Вагон-памятник Brush №1031 был построен на основе старого грузового вагона. МБ «Моторный Бреш» бегали по улицам Петербурга до середины 30-х годов, на заре развития электрического транспорта было завезено 190 вагонов. Вагоны имели металлическую раму, кузов выполнен был из дерева, недостатком был большой вес и быстрый выход из строя. Уже в середине 20-х годов, вагоны переделывали в прицепные ПБф. Вместимостью первые трамваи не могли похвастаться, всего 24 сидячих места и 60 стоячих.
К сожалению, настоящих вагонов Brush не сохранилось. Вагон МБ с бортовым номером 1028 и 1031 — реплики, воссозданные по старинным чертежам в 80-х годах. Это не мешает трамваем быть популярными ретро-иконами, 1028 часто снимается в кино и участвует в экскурсиях. Первые вагоны, прибывшие в Россию, имели разграничивающую перегородку в салоне, ей делили места на классы. От этого быстро отказались. Полы с деревянными рейками — это русское изобретение против грязи и снега, заносимых в салон на валенках и сапогах.
«Вход и выход во время движения воспрещен» — предупреждение появилось на транспорте, так как на скорости 30 км/ч не безопасно производить посадку и высадку.
Боролись с привычкой, оставшейся от конки как могли, например, дверцы, открывающиеся только с внутренней стороны.
На экскурсию ходил летом, а в первых петербургских вагонах было довольно прохладно. Люди брали с собой из дома нагретый кирпич и ехали в обнимку. Вагоновожатые могли употреблять алкоголь, медицинский контроль в трамвайных парках появился в последнюю очередь среди другого общественного транспорта.
В первых выпусках вагонов управляли транспортом стоя.
Музейный трамвай МСП-3 с №2384 1932 года постройки — первый советский стальной трамвайныйвагон. Вагоны МС выпускались в 1927-1933 годах на заводе «Красный путиловец», который позже стал Кировским.
Вагоны типа МС стали основным транспортом в блокадном Ленинграде. 15 апреля 1942 года день выхода трамваев на службу осажденному городу, в эту дату устраивают памятные выезды трамваев. Этот тип трамваев проработал до начала 60-х годов. Вагоны серии МС-1 были моторными, а серия МС-2, МС-3 и МС-4 использовались прицепные, им добавляли индекс МСП.
Как близорукому человеку не терпится рассказать про цветовую схему маркировки маршрутов, меня сильно зацепила эта тема. Трамвайному маршруту присваивали цифровой номер и цветовой код, сочетание нескольких ламп над кабиной водителя. Для обозначения маршрутов использовали пять цветов: белый, желтый, зеленый, красный и синий. Комбинация определяла номер, пассажиры в любую погоду: дождь, туман, метель могли безошибочно определить какой маршрут подходит. Использование софитов для цветовой нумерации маршрутов ушло во время перестройки.
Еще одна легенда советского времени — трамвай ЛМ-33 №4275 он же «Американка», дизайн и конструкцию советские инженеры в 30-х годах перенимали в США. На маршрутах Ленинграда трамвай проработал более 40 лет. Вагоновожатые могли управлять в американках сидя.
Бесплатный проезд всем, кто ниже 1 метра. Отсюда пошло выражение «метр с кепкой». Дети могли себя почувствовать взрослыми, так как им приходилось покупать билет.
«Слон» — трамвай ЛМ-47 №3521 образца 1947 года, цельнометалические вагоны, построенные на тележках от разрушенных во время войны «американок».
Есть один экспонат в музее, который с легкостью задаст новогоднее настроение городу — трамвай «Стиляга». Трамвай ЛМ-57 №5148 украшен гирляндами. В разработке дизайна этого трамвая участвовали студенты Мухинского училища. Главное нововведение модели — впервые появилась система отопления.
В музее можно увидеть трамвай ЛМ-57 5733 с башней, это вагон-лаборатория, с него открывается вид на всю экспозицию.
Увидели трамвай «Аквариум» ЛМ-68 №6249, из-за больших панорамных окон и остекления крыши трамваи прозвали «аквариумами». «Аквариум» — стало плохим прозвищем, уплотнительные резинки на крыше изнашивались и вода попадала в салон, капал на пассажиров.
Ленинград был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — как город с самой протяженной трамвайной сетью. В 2000-х годах он утратил этот статус, из-за демонтажа многих путей. В Ленинграде существовал еще один рекорд из книги Гиннесса, связанный с трамваями, — экспериментальный трехсекционный ЛВС-89 №3076, построенный в 1989 году. Это был самый длинный трамвай, который вмещал до 400 пассажиров при 50 посадочных местах. В Риге пустили в действие современные многосекционные трамваи с такой же вместимостью. Трамвай ЛВС-89 остался опытным вариантом , эксплуатировали с 1990 по 2006 год.
В музее электротранспорта есть три троллейбуса ЯТБ-1 №44, выпускавшегося на Ярославском автомобильном заводе. МТБ-82Д №226 — «синий троллейбус» из песни Окуджавы, который выпускали на подмосковном авиационном заводе №82 в Тушино. Еще один троллейбус ЗиУ-5Г №143, выпускались на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области.
Конечно, в музее представлены компостеры разных эпох. Рассказывают про систему оплаты в разные годы советской власти. Такие вещи нужно попробовать руками, для кого-то это будет их разряда вспомнить, для кого-то окунуться в историю электрического транспорта.
Давайте любить трамваи, они классные. Несмотря, на закрытие Трамвайного парка №2 на Васильевском острове, откуда в 1907 году отправился первый коммерческий сухопутный трамвай в Санкт-Петербурге, это место продолжает хранить историю и помогать развитию электрического транспорта в городе. Для тех, кто не знает, подскажу адрес: Средний проспект Васильевского острова, дом 77. Стоимость билетов летом была 250 рублей. Must see!
1 комментарий к “Музей трамваев в Санкт-Петербурге”