В Санкт-Петербурге не торопятся с открытием новых станций метро. Кардинальные изменения в транспортной сети появятся не раньше конца 2015 года. Поэтому есть время вернуться к фотографиям из Франции и рассказать про метро в Париже. Самый популярный транспорт в Париже вызывает противоречивые чувства у петербуржца, что-то не то в подземном царстве.
На метро буквально въехали в Париж. Вначале была электричка RER, с которой сделали пересадку на метро. Знакомство началось нерадужно. Станция пересадки в полумраке с неясной навигацией. Истинный темнокожий парижанин презрительно отвернулся после вопроса «Do you speak English?». С горем пополам разобрались, что нужно идти вверх по лестнице, потом по коридору, направо за угол, дальше вниз к платформам. Добраться из аэропорта Шарль де Голь не составляет труда, если заранее продумать, на каких станциях метро делать пересадку: до площади Нации доехали с двумя пересадками на Северном вокзале и площади Республики.
Что нужно знать о метро Парижа? Оно одно из самых старых в Европе, пуск первой линии произошел 19 июля 1900 года. Метро обслуживает компания RATR, которая управляет электричками RER, образует единую транспортную сеть мегаполиса и городов-спутников. Сейчас в Париже 16 линий метрополитена, которые нумеруются цифрами, в отличии от линий RER, которые именуются буквами. За счет объедение транспортных сетей города и пригорода пассажиропоток достигает 4 миллионов человек в сутки, в самом Париже проживает только 3,5 миллиона.
Логотип RATR. Кто что увидел? Контур лица, река Сена, КАД.
Париж – это небольшой по площади город, компактная европейская столица, поэтому плотность станций метро впечатляет. До ближайшей станции в центре города пешком идти не больше 5-10 минут, на окраине 15-20. Метро неглубокого заложения, есть станции открытого типа, откуда линии уведены на эстакаду. Это выглядит не футуристично, а скорее индустриально, стиль ар-нуво не чувствуется, когда железобетонные конструкции лежат по правую руку, а здания ампир по левую. Найти станцию в городской среде несложно, яркая буква М, надпись METRO или Metropolitain укажут на вход.
Билеты продаются на входе на станцию. Аппараты со странными роликами, к управлению нужно привыкнуть. Нужно знать как минимум два слова Valider – подтвердить, Annuler – отклонить, чтобы выбрать английский язык. Туристам сэкономить много не получается, покупая билеты пачками. Покупал по 10 штук за раз по цене около 1,5 евро за штуку, по 1 выходит 2 евро. Например, не нашел суточных или многочасовых проездных. Главный плюс аппаратов по продаже билетов – принимает без проблем MasterCard и Visa.
Франция приютила на своей территории не один миллион гастарбайтеров, темнокожие оккупировали Париж, до состояния развитого социализма этой стране теперь далеко, поэтому строгий контроль на вход. Турникеты высотой в человеческий рост, никаких прыгунов. Билет магнитной полосой в отправляется в приемник, выскакивает за турникетом. Билет во время поездки обязательно следует сохранять, могут проверить контролеры. За три дня с нами такого не произошло ни разу. Закон подлости никто не отменял, штрафы высокие, до 80 евро.
Топология станций метро в Париже не похожа на станции в Петербурге, Москве или любом другом городе Советского союза. Парижские станции имеют две платформы, прямого и обратного направления, а не одну общую. Поэтому направление движения поездов нужно смотреть заранее, сразу за турникетами начинать пользоваться навигацией. Из-за такого разделения транспортных потоков переходы в метро Париже низкие, узкие и извилистые, как норы леммингов под землей.
Как и во многих правилах, в метро Парижа есть исключения с единой платформой.
Пересадочные узлы могут объединять до четырех линий.
Еще одна особенность парижского метро – ветки раздваиваются в конце, у одного направления может быть несколько конечных станций. Информацию о конечной станции нужно читать на головном вагоне.
Приготовьтесь к тому, что станции не объявляют. В новых современных вагонах есть навигация, в старых следует ориентироваться по названиям во время остановки.
Метро в Париже – это не подземные дворцы, а остановки общественного транспорта, красоту найти сложно, но можно. Большинство станций нарочито пустые: белая кафельная плитка, штукатуреные стены, панели с рекламой. Правильное решение – показывать на электронных табло на станции время до прибытия поезда и направление движения.
Можно найти станции – подземные арт-объекты, которые радуют глаз. Отмечу следующие станции Concorde.
Arts et Metiers.
Cluny la Sorbone.
Отдельно Bastille. Знаменитую тюрьму снесли, а историю перенесли на стены станции метро. Язык не поворачивается сказать подземки, станция наружного типа.
И еще несколько симпатичных станций метро в Париже:
Станций типа горизонтальный лифт в Париже не построили, но есть их аналоги, ограждения с дверями для защиты пассажиров от падения на рельсы.
Главный недостаток парижского метро – грязь и запахи, реально воняет в переходах. Картину дополняют торговцы фруктами в переходах.
Несмотря на мусорные урны, установленные на каждой станции, мусора под землей хватает.
С бездомными в метро борются хитрым способом, очень мало скамеек. В основном отдельные сиденья, не очень удобные, посидеть 5 минут в ожидании поезда.
Поездка совпала с похолоданием в Париже и частыми дождями, отметить стоит, что метро в Париже холодное, задубеть можно на сквозняке в ожидании поезда.
Эскалаторы – не популярны в парижском метро, глубина залегания позволяет обходиться лестницами.
Не помню, на какой станции пересадки наткнулись на прелестный траволатор.
Французы любят русскую культуру. В метра не единичны случаи рекламы с российскими фамилиями, читают книги русских авторов и учат русский язык в метро.
В метро хватает музыки. Появилось ощущение, что уличных музыкантов никто не прессуют. Играют и поют в переходах и во время движения поездов. На самом деле, раздражающий факт.
Кран на станции – с трудом такое представляю в России.
В парижском метро вагонные составы отличаются от линии к линии, в ходу как новые, так и старые вагоны. Объединяет их одно, что открывать двери нужно вручную с помощью рычага.
Современные поезда оборудованы моновагонами, сквозной проход через состав, старые с традиционными раздельными. Старые вагоны с традиционной для Европы посадкой «как в автобусе», кресла стоят поперек вагона. Сиденья около двери складываются, чтобы в часы пик могло войти больше людей в вагон. Новые вагоны с продольным и поперечным расположением диванов, большим количеством вертикальных поручней.
Главным открытием для меня стало то, что в вагоны метро в Париже на резиновых колесах! С 50-х годов в Париже строятся линии метро, позволяющие использовать старые рельсовые вагоны и новые на смешанном шинном ходу. Новые вагоны стоят на колесах с шинами, у них есть дублирующие железные колеса, которые используются для работы со стрелками и подстраховки в случае прокола. Шинные колеса обходятся дешевле железных, но чаще обслуживаются.
На фотографии видно специальный широкий путь из бетона со сталью и дублирующий рельсовый.
Метро в Париже оставило разные воспоминания. Главное его достоинство — скорость и цена передвижения по городу, мимо пробок, которые случаются в французской столице. Рекомендую познакомиться с картой метрополитена, до поездки, чтобы легко ориентироваться в городе.