Барон Штиглиц заработал капиталы на строительстве железной дороге. Крупный промышленник верил в Россию, в 1878 году вложил пять миллионов рублей в строительство училища технического рисования и в музей при нем. В музей в промышленно-художественной академии можно попасть по обычному билету, познакомиться с собранием экспонатов-образцов мирового прикладного искусства, по-которым должны были учится в конце XIX века. Мы попали на экскурсию с другого входа, почти как студенты, поэтому фотографии будут отличаться от репортажей из музея.
Здание музея строилось под руководством знаменитого столичного архитектора М.Е. Месмахерома, которому удалось в богатейшем облике строения воплотить обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Современников поражал не только внешний вид музея, но и его интерьер — самые разнообразные залы отражают стили разных стран и эпох. Его большой выставочный зал с огромным стеклянным куполом напоминает внутренний двор богатого итальянского палаццо.
Большой выставочный зал не относится к музею, поэтому посетителям сюда попасть непросто. Двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он получил название Молодежный. Зал был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге. По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия, купол был витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея. По аналогии с фасадом здания, зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов.
Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы при Месмахере установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А.Л. Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время в этом здании располагалось Мухинское училище, академия художеств работало под другим «брендом». Скульптуру барона Штиглица вернули на историческое место в июне 2011 года, благо она сохранилась. С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря.
Здание пострадало во время Великой Отечественной Войны, своды зала были разрушены. Реставрация после войны и к 125-летию Академии Штиглица вернула первоначальный облик куполу.
Если покинуть Молодежный зал через главный вход/выход, то попадаешь в Рафаэлевскую галерею, называемую также Папской. Декор этой галереи навеян мотивами итальянского Ренессанса. Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века.
Создание лоджий Рафаэля завершило становление нового вида декора — орнаментов под названием «гротеск». По поручению Месмахера копирование лоджий Рафаэля для музея Училища Штиглица выполняли художники Н. Блинов и М. Салтыков. В росписях использованы самые разнообразные мотивы: растительные завитки, цветы, архитектурные композиции, фантастические существа (сфинксы, амуры, полулюди-полуживотные), фигуры античных богов и героев.