Кленовая улица — это уникальная в Петербурге улица-аллея. Клены, от которых повелось ее название, росли здесь до середины XX века. Аллея во времена Павла I заканчивалась у трёхэтажных павильонов – кордегардий, Инженерная улица, дома 8 и 10. Кордегардии – это помещения для караула, охраняющего крепостные ворота, как правило, рядом с самими воротами или гауптвахтой. Дальше начинались предзамковые укрепления. Широкий ров обрамлял площадь Коннетабля. Через ров был переброшен подъёмный мост. По обеим сторонам его на гранитных парапетах – пушки. Только в конце 1940-х годов, территория между Инженерной улицей и Манежной площадью была вновь благоустроена. Но вместо кленов вдоль аллеи высадили каштаны.
Пройдя по этой улице-аллее, окажетесь на площади Коннетабля у памятника Петру I. Судьба этого монумента складывалась непросто. Эта бронзовая конная статуя была установлена в 1800 году. Император изображен в одеянии римского полководца, с лавровым венком на голове и фельдмаршальским жезлом в руке. Прообразом для нее послужила конная статуя Марку Аврелию в Риме. От создания до установки этого памятника прошло больше 50 лет. Мешали этому и вкусовые предпочтения царственных особ, и долгий выбор достойного для него места.
А началась эта история с того, что в 1717 году, когда Петр заказал монумент скульптору Карло Бартоломео Растрелли. 7 лет мастер работал над ее созданием. Модель конного памятника со множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 году, однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь в 1744 году уже в царствование Елизаветы Петровны была сделана восковая модель, а отливку в бронзе произвели в 1745-1747 годах – после смерти самого Растрелли.
Первоначально памятник предполагалось установить на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий. Позже сын скульптора архитектор Франческо Бартоломео Растрелли предложил поставить монумент в центре спроектированной им площади перед Зимним дворцом. В царствование Екатерины II статую пытались перевезти в Полтаву, а князь Г.А. Потемкин хотел украсить ею Таврический сад. Ни один из этих замыслов не был осуществлен.
В 1799 году Павел I распорядился установить монумент перед строившимся для него Михайловским замком. На лицевой стороне пьедестала Павел повелел начертать: «Прадеду правнук». Пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленого оттенков. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко, который удачно вписался в классический ансамбль конца XVIII века.
В 1941 году конная статуя Петра I была снята с постамента и зарыта в землю. После освобождения Ленинграда от вражеской блокады ее установили на пьедестал, и возрожденный памятник снова украсил ансамбль замка.
Предыдущая запись экскурсии и истории Санкт-Петербурга: Цирк Чинизелли.